Библиотека школьника

Сайты для школьников и студентов : 

| в помощь старшеклассникам | все для студентов и школьниковшкольные сочиненияафоризмы и цитатыбиографии писателейтексты песенизложения  | флэш игры онлайн |


Рефераты

Балансы международных расчетов

ВВЕДЕНИЕ:
Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики. Традиционно важное значение имеет информация о состоянии внешнеэкономической деятельности страны и для экономистов-исследователей, занимающихся анализом и прогнозом экономической ситуации в стране, а также исследованием места страны в системе мировых хозяйственных связей. Основные потребности в подобной информации удовлетворяют балансы международных расчетов, а чаще основная их часть — платежный баланс государства, который отражает товарные и финансовые потоки между данной страной и всем остальным миром. Подготовка многих политических и экономических решений нуждается в такого рода данных. Можно отметить три случая, когда информация, содержащаяся в платежном балансе, особенно необходима;
1) С помощью анализа результатов обмена между странами легче судить о стабильности системы плавающих валютных курсов: платежный баланс помогает выявить масштабы аккумулирования иностранных валют у тех экономических агентов, которые больше заинтересованы в их владении, и тех, кто более склонен избавиться от этих валют.
2) В условиях фиксированных валютных курсов платежный баланс помогает определить объем притока иностранной валюты в страну, степень давления на курс национальной валюты, а также позволяет решить вопрос о целесообразности поддержки фиксированного курса валюты, если ей угрожает кризис.
3) Счета платежного баланса в части расчетного баланса предоставляют информацию о накоплении внешней задолженности, выплате процентов и платежей по основной сумме долга и возможностях страны аккумулировать валюту для будущих платежей. Эта информация необходима для оценки того, насколько стране-должнику стало обходиться дешевле или дороже погашать долги иностранным кредиторам. Вместе с тем, для того, чтобы на основе платежного баланса можно было делать правильные выводы о состоянии внешнеэкономических связей государства, необходим анализ механизмов влияния тех или иных экономических явлений на счета баланса, так как сами по себе они не могут дать нам позитивных или негативных оценок тех или иных явлений.
1. Сущность платежного баланса и основные принципы его составления
Платежный баланс страны представляет собой статистическую систему, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые имели место в течение определенного периода времени. В настоящее время платежные балансы в большинстве стран мира составляются в соответствии с рекомендациями, разработанными специалистами Международного валютного фонда, которые выпускаются в виде издания "Balance of Payments Manual" или "Рекомендации по составлению платежного баланса". Всего за время существования МВФ было выпущено пять редакций "Рекомендаций...", последняя из которых датирована 1993 годом. Экономические операции, совершающиеся между резидентами и нерезидентами, охватывают сделки, объектом которых являются товары, услуги и доход, требования и обязательства по отношению к остальному миру, а также трансферты (которые с учетной точки зрения можно классифицировать как односторонние операции по счетам). Сама по себе экономическая сделка определена МВФ как экономический поток, отражающий создание, трансформацию, обмен, передачу некоторой стоимости и сопровождающий изменение собственности на товары и/или финансовые активы, оказание услуг, а также предоставление труда или капитала за плату. Кроме платежного баланса, основанного на отражении финансовых потоков (flow-oriented), в системе балансов международных расчетов используется расчетный баланс, или позиция страны по международным инвестициям, составляемый по состоянию на определенную дату — как правило, конец года (stock-oriented). Международная инвестиционная позиция показывает объем и структуру иностранных активов резидентов, то есть требований резидентов к нерезидентам, а также объем и структуру иностранных обязательств резидентов. Иногда, путем сопоставления активов и обязательств, возможно получить чистую международную инвестиционную позицию страны, которая эквивалентна доле национального богатства, предоставленного или взятого взаймы у внешнего мира (нерезидентов). Изменения в инвестиционной позиции по сравнению с предыдущим периодом могут быть вызваны экономическими операциями с активами и обязательствами, переоценкой активов и обязательств в результате изменения обменных курсов, цен и т.д., а также в результате иных действий (например, безвозмездных передач финансовых ресурсов). В отличие от инвестиционной позиции, платежный баланс отражает изменения, произошедшие только в результате экономических операций. Основной принцип, лежащий в основе построения платежного баланса — принцип двойной записи, т.е. любая экономическая сделка находит двойное отражение в балансе путем записи по кредиту одной статьи и по дебету другой. Это правило имеет очень простую экономическую интерпретацию: большинство экономических операций заключается в обмене экономическими ценностями. Из этого следует, что сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а общее сальдо — равняться нулю, однако на практике баланс никогда не достигается. Это происходит потому, что данные, характеризующие разные стороны одних и тех же операций, берутся из разных источников. Например, данные об экспорте товаров содержатся в таможенной статистике, в то время как данные о поступлениях иностранной валюты на счета предприятий за поставки по экспорту обычно берутся из банковской статистики. Расхождение между суммами кредитовых и дебетовых проводок называется "чистыми ошибками и пропусками". При этом, даже если показатель "чистых ошибок и пропусков" составляет относительно небольшую величину, это не означает, что сумма абсолютных величин ошибок и пропусков мала, так как противоположные по знаку ошибки и пропуски могут погашать друг друга. С другой стороны, при наличии заметных устойчивых отрицательных или положительных значений указанного показателя в течение достаточно долгого периода времени, по величине статьи «чистые ошибки и пропуски» можно судить о систематической недо- или переоценке того или иного показателя платежного баланса. В том случае, если происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того, чтобы отразить эту операцию дважды, в системе платежного баланса вводится особая статья, которая называется "трансферты". Согласно принципам составления платежного баланса, записи по кредиту производятся в случаях, касающиеся:
1) Движения реальных (товарных) потоков, сопровождающих экспорт.
2) Движения финансовых потоков, отражающее уменьшение зарубежных активов страны либо увеличение зарубежных обязательств.
С другой стороны, запись, произведенная по дебету, отражает:
1) Движение реальных потоков, сопровождающих импорт.
2) Изменение финансовых потоков, отражающее увеличение активов и уменьшение обязательств. Основу концепции платежного баланса составляют также несколько принципов, которые приводятся ниже в кратком изложении. Концепции экономической территории, резидентности и центра экономических интересов. Эти концепции используются как при построении платежного баланса, так и в системе национальных счетов. Смысл их состоит в том, чтобы определить, каких экономических субъектов относить к субъектам внешнего мира, а каких — к внутренним, какие экономические операции и потоки считать внешнеэкономическими. Руководство по составлению платежного баланса МВФ в абзаце 21 определяет экономическую территорию страны как территорию, находящуюся под юрисдикцией правительства страны, в пределах которой возможна свободное перемещение людей, товаров и финансовых ресурсов. При этом можно отметить, что эта территория не всегда совпадает с географической границей государства, так как в пределы экономической территории включаются территориальные анклавы вне основной государственной границы: посольства, консульства, военные базы, научные станции, информационные, иммиграционные или благотворительные агентства, расположенные на территории других государств и находящиеся в распоряжении правительства страны, которое владеет или арендует эти объекты. Согласно пятому изданию "Руководства...", экономический субъект имеет центр экономических интересов на территории данного государства, если в каком-то месте, находящемся на экономической территории страны, существует имущество, производственные помещения, иные строения, которые этот экономический субъект использует и намеревается использовать в течение определенного длительного периода времени прямым или косвенным образом для осуществления экономических операций или сделок в достаточно большом масштабе. Из приведенного определения центра экономических интересов видно, что формулировки достаточно расплывчаты, чтобы применять их напрямую на практике. Вследствие этого МВФ утверждает, что в большинстве случаев для определения центра экономических интересов достаточно признака ведения экономической деятельности и операций в течение годичного срока. Оба предыдущих понятия — экономической территории и центра экономических интересов субъекта — необходимы для определения ключевого понятия в системе платежного баланса — резидентности, то есть установление критериев, в соответствии с которыми того или иного экономического субъекта было возможно отнести к категории резидента данной страны. В связи с этим важно подчеркнуть, что концепция резидентности в системе платежного баланса не основывается на критериях национальной принадлежности экономического субъекта либо на юридических критериях определения резидентов того или иного государства. В соответствии с пятым изданием "Руководства..." экономический субъект является резидентом данной страны, если он имеет центр экономических интересов на экономической территории страны. МВФ подразделяет всех экономических субъектов на две категории: домашние хозяйства и физические лица, составляющие домашние хозяйства, а также юридические лица и иные организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности, некоммерческие организации и органы государственной власти данной страны. Пятое издание "Руководства..." подробно описывает наиболее общие случаи применения критериев резидентности к обеим категориям (например, вопросы резидентства международных либо межправительственных организаций и т.д.). Принципы оценки экономической сделки и времени записи. Для целей сравнительного анализа и агрегирования статистических данных при составлении балансов международных расчетов требуется единая система оценки сделок с реальными и финансовыми активами и пассивами, а также оценки активов и обязательств на определенный момент времени. МВФ рекомендует производить оценку всех сделок, а также активов и обязательств, по рыночным ценам, согласованным участниками экономической операции. Обычно учет в системе платежного баланса производится по фактическим ценам (причем, как правило, экспорт учитывается в ценах CIF, а импорт — в ценах FOB). Тем не менее, МВФ определяет рыночную цену как денежную сумму, которую покупатель, добровольно желающий купить товар, услугу и т.д., готов уплатить продавцу, добровольно желающему продать товар, услугу и т.д., в обмен на предмет сделки при условиях независимости сторон сделки друг от друга и коммерческой обоснованности сделки. Вместе с тем, в пятом издании "Руководства..." перечислены случаи, когда рыночную цену в соответствии с приведенными критериями установить невозможно — бартерные операции, налоговые платежи, сделки между дочерним и материнским предприятиями, международный лизинг, гранты от государственных и некоммерческих организаций. В таких случаях оценка сделок производится по ценам аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени, за который проводится оценка. Также МВФ дает рекомендации по поводу выявления трансфертного ценообразования в сделках между аффилированными предприятиями — резидентами разных стран. Сами же операции находят свое отражение в балансе в момент создания, трансформации, обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости. При этом считается, что требования и обязательства всегда возникают при смене собственника за некоторыми исключениями, такими как передача имущества в рамках договора лизинга, перемещение продукции из одной страны в другую в пределах одной корпорации или сети аффилированных предприятий или перемещение давальческого сырья в страну в целях переработки (толлинг). Концепция и типы экономических операций. В широком смысле, смена экономического состояния объекта операции, отражаемая в платежном балансе, вытекает из сделки между резидентом и нерезидентом (по крайней мере, все сделки между ними фиксирует платежный баланс). Основными типами действий экономических субъектов, которые можно найти в балансе, являются не платежи, несмотря на название баланса, а экономические операции или сделки, которые могут вовсе не сопровождаться денежным платежом. Учет в системе платежного баланса таких операций и составляет основное его отличие от баланса международных платежей страны. МВФ выделяет следующие виды экономических операций, которые отражаются в платежном балансе:
1) Обмен. Такого рода сделки обычно составляют большую часть операций, фиксируемых в платежном балансе. Сделка обмена заключается в предоставлении одним контрагентом другому экономической стоимости в обмен на эквивалентную стоимость в другой форме. При этом экономическая стоимость определяется в широком смысле как реальные ресурсы (товары, услуги, доход) либо инструменты денежного, валютного и финансового рынков.
2) Трансферты. Отличаются от сделок обмена тем, что контрагент не предоставляет взамен полученной стоимости ее эквивалента.
3) Миграция. В силу того, что экономическая система определена в терминах экономических субъектов, ее производительность наверняка будет подвержена изменению вместе с изменением количества субъектов, относящихся к данной экономике. Миграция возникает, когда домашнее хозяйство перемещается на продолжительное время в другую страну. Данное явление имеет значение для платежного баланса в силу того, что вместе с домашним хозяйством перемещаются также и некоторые виды активов, которые как бы импортируются в ту страну, куда переезжает экономический субъект.
4) "Вмененные" операции. В некоторых случаях в платежном балансе могут учитываться так называемые «вмененные» экономические операции, не сопровождаемые движением стоимости от резидента к нерезиденту и наоборот. Примером является реинвестирование полученной прибыли иностранным акционером предприятия. Несмотря на то, что эта операция не сопровождается международным движением стоимостей, реинвестированная прибыль в доле, пропорциональной доле иностранного инвестора в акционерном капитале, отражается в платежном балансе как доход от прямых инвестиций с балансирующей проводкой "реинвестированная прибыль" по финансовому счету.
В заключение рассмотрения основных принципов составления платежного баланса необходимо остановиться на том, в каких денежных единицах вести учет. С точки зрения МВФ, стандартная единица учета должна быть достаточно стабильной, чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых показателях, также единица учета должна быть стабильной на протяжении как можно большего числа учетных периодов для обеспечения сравнимости и анализа их динамики. Таким образом, не существует идеальной единицы учета, а для представления отчета в МВФ от стран требуется составление платежного баланса в тех единицах, которые утверждены в самой стране для этих целей. При этом МВФ в своих целях может пересчитывать отчеты, представленные странами-участницами в денежные единицы, которые его эксперты считают наиболее подходящими в сложившихся обстоятельствах, учитывая рыночные, официальные обменные курсы, а в некоторых случаях — и обменные курсы так называемого "черного" рынка. Но следует отметить, что в подавляющем большинстве стран учет и публикация показателей платежного баланса ведется в валюте США. Таким образом, в настоящее время большинство стран мира составляют свои платежные балансы в соответствии с методологией и принципами, разработанными Международным валютным фондом. Такой подход значительно облегчает сопоставление и анализ платежных балансов разных стран за разные промежутки времени, а также позволяет унифицировать процесс составления платежного баланса.
2. Структура платежного баланса.
Разделение платежного баланса на конкретные счета, или компоненты, должно основываться на ряде принципов, среди которых следует особо выделить следующие:
- каждая статья платежного баланса должна иметь свои особенности, то есть фактор или их совокупность, оказывающие влияние на объем одной статьи, должны отличаться от факторов, воздействующих на иные статьи;
- наличие той или иной статьи в платежном балансе должно иметь значение для группы стран, выраженное как в динамике изменения этой статьи, так и в абсолютной ее величине. Другими словами, если какой-нибудь показатель системы платежного баланса подвержен сильным колебаниям в течение определенного периода времени у группы стран либо он занимает большой удельный вес в платежных балансах группы стран, то он должен быть выделен в виде отдельной статьи;
- сбор информации для учета по статьям не должен представлять особых сложностей для составителей платежного баланса (тем не менее, этот принцип второстепенен по отношению к первым двум);
- структура платежного баланса должна быть такой, чтобы показатели платежного баланса сочетались с другими статистическими системами, например, системой национальных счетов; в то же время, количество статей не должно быть чрезмерно многочисленным, а сами статьи должны подлежать консолидации в компоненты более высокого уровня (для того, чтобы страны, не вышедшие на высокий уровень обработки статистической информации были способны представлять платежный баланс с меньшей детализацией).
МВФ в пятом издании "Руководства..." приводит детальный перечень стандартных компонентов платежного баланса, особо оговаривая то, что у большинства стран нет необходимости придерживаться этого перечня до мельчайших подробностей прежде всего в силу отсутствия информации по отдельным статьям. Стандартные компоненты баланса можно разбить на две основные группы счетов: счет текущих операций, по которому учитываются экономические сделки, охватывающие товары, услуги, получение дохода и текущие трансферты, и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, учет по которому охватывает капитальные трансферты, продажу/приобретение непроизведенных нефинансовых активов, а также операции с финансовыми требованиями и обязательствами. Более детальная классификация счетов платежного баланса приведена в таблице 1 Приложения. Приведенная структура в части счета текущих операций отражает исторически сложившиеся критерии отнесения экономических сделок к текущим операциям. Наиболее значительную долю в счете текущих операций обычно занимает счет "товары", в последнее время все большую роль начинает играть статья "услуги", также в счет текущих операций входят статьи "доход" и "текущие трансферты". Также примечательно выделение в составе второй части платежного баланса счета операций с капиталом и финансового счета (или счета операций с финансовыми инструментами), первый из которых охватывает операции, связанные с получением капитальных трансфертов и приобретение/продажу непроизведенных нефинансовых активов, а второй — все операции, связанные с изменением владельца всех иностранных активов и обязательств экономики страны. Такое разделение отражает, во-первых, растущую роль интеллектуальной собственности — программных продуктов, технологий, ноу-хау и т.д. — в мировой экономике, а во-вторых, развитие мирового рынка ссудного капитала.
3. Подходы к определению сальдо платежного баланса
После рассмотрения принципов составления и структуры платежного баланса мне представляется необходимым перейти к изложению подходов к определению сальдо платежного баланса — основного показателя, используемого для анализа как практиками, так и экономистами-теоретиками. Проблема в данном случае заключается в том, что по сути платежный баланс является чисто учетным документом, основной целью составления которого служит получение наиболее точных сведений о состоявшихся внешних платежах страны. Этот принцип составления платежного баланса — общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета — часто не удовлетворяет экономистов и политиков, и для разработки конкретных мер требуется сальдо по агрегированным группам операций внутри общего баланса. При этом ситуация аналогична анализу бухгалтерского баланса, когда аналитик строит баланс-нетто и исчисляет различные финансовые коэффициенты. В связи с этим МВФ рекомендует странам составлять платежный баланс в двух вариантах: в соответствии со стандартными компонентами (нейтральное представление) и в аналитическом представлении. В нейтральном представлении операции классифицируются с точки зрения безусловных экономических критериев. В аналитическом представлении составители могут определенным образом перегруппировывать статьи для целей получения, например, общего сальдо платежного баланса, которое в нейтральном представлении всегда должно быть равно нулю. Анализ сальдо платежного баланса важен также и при определении экономической политики, основной целью которой с теоретической точки зрения является достижение равновесного состояния, которое в современной экономической теории означает такую ситуацию, когда экономические агенты не имеют побудительных причин к изменению своего поведения. В связи с этим возникает вопрос, какие компоненты платежного баланса должны находится в равновесии. В экономической науке выделяют три основных аналитических группировки статей платежного баланса, результатом которых является соответствующее сальдо:
I. Торговый баланс
II. Баланс текущих операций
III. Общий баланс или баланс официальных расчетов
Говорят, что имеет место положительное сальдо, когда кредит превосходит дебет и наоборот — отрицательное сальдо, или дефицит, когда дебет превосходит кредит. Традиционно принято говорить о подведении черты, разграничивающей операции, результат которых составляет анализируемый показатель сальдо платежного баланса и операции по финансированию этого сальдо. Таким образом, сальдо платежного баланса является в определенной мере субъективным понятием и его определение зависит как от целей анализа, так и от роли, которую играет страна и ее национальная валюта в международных экономических отношениях. Торговый баланс — наиболее часто публикуемый — представляет собой чистую стоимость экспорта только товаров (так называемого "видимого" экспорта) за вычетом их импорта. Изменение торгового баланса комментировать можно по-разному: считается, что превышение экспорта над импортом показывает, что усиливается мировой спрос на товары данной страны. Если весь мир покупает экспортные товары данного государства и покупатели на внутреннем рынке также предпочитают отечественные товары импортным, то экономика данной страны в хорошем состоянии. И наоборот, дефицит показывает, что товары данной страны недостаточно конкурентоспособны, и ее жители должны что-то предпринять, чтобы защитить свой уровень жизни. Но вместе с тем следует отметить, что такой анализ справедлив, если причиной изменения торгового баланса повышение или понижение спроса на товары данной страны. Однако на торговый баланс действуют и другие силы, о чем речь пойдет далее, но в качестве примера можно привести хороший инвестиционный климат, который может повлечь рост инвестиций в страну, а вместе с тем и рост закупок оборудования за рубежом, что может привести к дефициту торгового баланса, хотя на самом деле состояние экономики государства далеко не ухудшается. Баланс по текущим операциям — наиболее информативный баланс, отражающий все потоки активов, как частные, так и официальные, связанные с движением товаров и услуг. Положительное сальдо текущего платежного баланса означает, что кредит страны больше дебета по статьям движения товаров, услуг и даров и показывает объем обязательств нерезидентов по отношению к резидентам. Другими словами, положительное сальдо говорит о том, что страна является нетто-инвестором по отношению к другим государствам. И наоборот, дефицит по текущим операциям означает, что страна становится чистым должником, чтобы расплачиваться за дополнительный чистый импорт товаров. В период развития экономической школы меркантилистов равновесие определялось в терминах баланса по счету текущих операций. При этом указанное сальдо не учитывает движение капитала и изменения в золотовалютных резервах страны. Таким образом, цель экономической политики, с точки зрения школы меркантилистов, заключается в максимизации положительного сальдо по счету текущих операций с целью накопления золота в стране. В настоящее время видно, что такое утверждение не лишено оснований, так как именно состояние счета текущих операций влияет на реальный доход страны и уровень жизни ее населения. Так, при интеграции счета текущих операций в систему национальных счетов можно увидеть, что дефицит по счету текущих операций означает, что расходы страны превышают ее доходы, что не может быть профинансировано иначе, чем путем притока иностранного заемного капитала на долгосрочной основе. Национальный доход в системе национальных счетов определяется как:
Y = C + I + (X - M) , где (1)
Y — национальный доход;
C — совокупное потребление;
I — совокупные инвестиции;
Х — экспорт товаров и услуг;
М — импорт товаров и услуг;
(X - M)— сальдо по счету текущих операций.
В закрытой экономике, автаркии, совокупные расходы (C+I) не могут превышать национальный доход (Y). В экономике, вовлеченной в мирохозяйственные связи, превышение совокупных расходов над национальным доходом возможно только в случае дефицита счета текущих операций (M>X). Превышение импорта над экспортом может быть истолковано как то, что страна живет не по средствам. То же самое можно показать с помощью перегруппировки равенства (1):
S - I = X - M, где (2)
S (=Y - C) — совокупные сбережения.
В закрытой экономической системе сбережения должны равняться инвестициям, в открытой же экономике эти два показателя могут различаться в зависимости от состояния счета текущих операций. Превышение импорта над экспортом (M>X) подразумевает, что инвестиции превышают сбережения на сумму дефицита, что не может иметь место без притока долгосрочного иностранного капитала для финансирования этого дефицита. Тем не менее, существует опасность сохранения дефицита счета текущих операций за счет притока долгосрочного капитала по следующим причинам. Во первых, в случае высокой ликвидности инструментов, обслуживающих этот приток капитала, экономика страны находится в сильной зависимости от состояния мировых финансовых и денежных рынков, которые подвержены сильным спекулятивным колебаниям цен. Во-вторых, если финансирование дефицита счета текущих операций финансируется за счет кредитов МВФ, то свобода действий правительства страны в области экономической политики может быть также существенно ограничена путем выполнения предписаний Фонда, обуславливающих получение кредита. Общий платежный баланс (баланс официальных расчетов). Тот факт, что дефицит по счету текущих операций финансируется путем привлечения долгосрочного иностранного капитала привел к возникновению понятия общего сальдо платежного баланса как критерия равновесия. Эта концепция использовалась в США до 1955 года, а в Великобритании — до сентября 1970 г. Так же, как и сальдо по счету текущих операций, общее сальдо служит измерителем тенденций развития платежного баланса по отношению к динамике развития реальной экономики (не учитывая движение краткосрочного капитала). В случае использования этой концепции сальдо можно записать как (Х-М+LTC), где LTC — сальдо по счетам движения краткосрочного капитала. Тем не менее, такое определение сальдо платежного баланса подразумевает, что все операции, связанные с движением капитала на краткосрочной основе, являются операциями "под чертой", то есть финансирующими дефицит платежного баланса. С развитием рынков краткосрочных ссудных контрактов, в 1970х годах, эта точка зрения изменилась и стало принятым считать, что только операции с официальными резервами являются финансирующими операциями, что привело к следующему понятию сальдо платежного баланса. Баланс совокупного потока иностранной валюты (баланс официальных расчетов). Сальдо платежного баланса в такой интерпретации может быть выражено как (X - M) + LTC + STCp, где STCp — сальдо по счетам движения краткосрочного частного капитала. Такая концепция сальдо платежного баланса предусматривает, что финансирующими операциями являются операции с резервными активами и так называемые операции исключительного финансирования, то есть накопление/погашение просроченной задолженности и прочие операции с ней, операции по реструктуризации существующего государственного долга, займы официальных органов, предоставленные для финансирования дефицита платежного баланса, некоторые капитальные трансферты, такие, как прощение долгов, а также ряд других операций государственных органов. В случае, если операциями по финансированию дефицита платежного баланса считать только операции с официальными резервами, то сальдо платежного баланса дает представление о финансовом давлении на монетарные власти с целью поддержания курса национальной валюты, если действует режим фиксированных валютных курсов. В случае действия режима плавающих валютных курсов, такой баланс всегда будет находится в равновесии так как дефицит всегда может быть профинансирован с помощью девальвации национальной валюты. Но, хотя, как уже отмечалось, в мире в настоящее время преобладает политика удержания курса национальной валюты в определенных границах, анализ баланса совокупного потока иностранной валюты все еще имеет некоторое значение. Финансовые отношения страны с остальным миром могут быть также продемонстрированы расчетом позиции по международным инвестициям, которую можно характеризовать как “баланс внешней задолженности”. Он представляет собой активы и пассивы нерезидентов на некоторый момент времени и дает значения по статьям движения капиталов и резервов, делая возможным сопоставление платежных позиций страны, как банка. Таким образом, в настоящей главе были изложены основные сведения, необходимые для анализа платежного баланса: его сущность, основные принципы составления, структуру платежного баланса и подходы к определению сальдо платежного баланса. Завершив рассмотрение центральных понятий системы платежного баланса, я перехожу к ее значению для функционирования экономики страны.
4. Идеи Дж.М.Кейнса и анализ платежного баланса
Введение как в анализ сальдо платежного баланса, так и в экономическую науку в целом, идей Кейнса началось с публикации его фундаментальной работы “Общая теория занятости, процента и денег” (1936). Но даже до этого момента обнаружилось противоречие между существовавшими подходами к анализу сальдо внешней торговли и результатами эмпирических исследований. Во-первых, на примере нескольких стран в условиях как плавающих, так и фиксированных валютных курсов, было показано, что в долгосрочной перспективе объяснение изменения сальдо внешней торговли с помощью механизма потока наличности полностью подтверждается статистическими данными. С другой стороны, измеренные значения эластичности спроса в странах нетто-экспортерах оказались чрезвычайно низкими. Таким образом, сложилось мнение о переоценке роли изменения относительных цен в классическом анализе платежного баланса. После публикации работы Дж.М.Кейнса стало очевидно, что выравнивание сальдо платежного баланса в долгосрочной перспективе происходит как за счет изменения относительных цен, так вследствие сдвигов уровней дохода и занятости, а значит — и эффективного спроса Другими словами, то, что в классической модели объясняется потоками наличности и изменениями цен, в модели Кейнса зависит от изменения эффективного спроса. Основное отличие же кейнсианского механизма заключается в том, что эффективный спрос может меняться, даже если цены остаются неизменными. Вместе с тем, новые течения в экономической науке обнаружили новые недостатки подхода к анализу платежного баланса с позиции эластичности: предпосылка о частичном равновесии на рынках с выведением из анализа изменения спроса и предложения, полное отсутствие в модели эффектов денежного сектора и т.д. Со временем платежный баланс был признан сложным явлением, анализ которого на основе предпосылки частичного равновесия не удовлетворяет элементарным требованиям к такому анализу. Как результат, в конце 1940х — начале 1950х годов был предложен новый подход к анализу платежного баланса — подход с позиций совокупных внутренних расходов (absorption approach). Этот подход рассматривает сальдо платежного баланса как разницу между расходами страны и ее доходами и утверждает, что сальдо по счету текущих операций можно увеличить, только сократив расходы или увеличив доходы. Любая экономическая политика, таким образом, нацеленная на увеличение национального дохода, не должна сопровождаться повышением совокупных внутренних расходов. Мерами, сопровождающими такую экономическую политику, служат девальвация национальной валюты, импортные тарифы и квоты, экспортные субсидии, и другие ценовые и количественные меры по регулированию внешнеторгового сальдо. В то же время, политика по сокращению совокупных внутренних расходов не должна привести к падению национального дохода. Такого рода экономическая политика называется политикой по перенаправлению расходов экономических субъектов с импортных товаров и услуг на товары и услуги, производимые внутри страны (expenditure-switching policy). Ключевой вопрос теории платежного баланса в условиях плавающих валютных курсов о влиянии девальвации национальной валюты на сальдо платежного баланса рассматривается в рамках подхода с позиций совокупных внутренних расходов следующим образом. Так как сальдо по счету текущих операций равно B=Y-A, то ?B=?Y-?A. Девальвация национальной валюты повлияет на исследуемый показатель следующим образом: она выразится в изменении национального дохода (?YD), совокупных внутренних расходов (?AD), а также текущий баланс будет косвенно зависеть от изменения национального дохода (??YD). Таким образом, при девальвации национальной валюты сальдо по счету текущих операций можно выразить как: ?B = ?YD - ?AD - ??YD = ?YD(1-?) - ?AD А сама девальвация улучшит состояние платежного баланса при условии: ?YD(1-?) > ?AD Таким образом, в рамках подхода с позиции совокупного внутреннего потребления исследованию подлежат три фактора: оценка влияния девальвации на национальный доход, количественная оценка коэффициента ? и оценка влияния девальвации на уровень совокупного внутреннего потребления. Влияние девальвации национальной валюты на объем реального национального дохода также можно разбить на три основных направления: во-первых, если ресурсы в стране немобильны (т.е. капитал и рабочая сила не способны быстро переместиться в другие страны), то реальный национальный доход увеличится, так как спрос переориентируется на товары, производимые внутри страны. Во-вторых, девальвация, в зависимости от соотношения эластичностей предложения и спроса на экспортные и импортные товары, может повлиять на условия торговли данной страны: изменение условий торговли влияет на национальный доход так же, как и девальвация при немобильных ресурсах (т.е. улучшение условий торговли ведет к увеличению национального дохода из-за переориентации спроса и наоборот). В-третьих, девальвация валюты может благоприятно повлиять на уровень национального дохода в силу перераспределения ресурсов, т.е. в случае, если до девальвации национальная валюта была переоценена, то это означало субсидирование производства товаров для внутреннего потребления. Девальвация валюты перемещает ресурсы в сторону производителей экспортных товаров, что при сохранении прежнего уровня производства товаров для внутреннего потребления ведет к увеличению национального дохода. При этом следует отметить, что все приведенные эффекты действуют в указанном направлении, только если ???, при ?>? направление действия девальвации на национальный доход меняется на противоположное. Девальвация также влияет на снижение совокупных внутренних расходов. Во-первых, это происходит вследствие увеличения номинальных кассовых остатков, во-вторых, из-за перераспределения дохода в пользу экономических субъектов с большей минимальной склонностью к сбережениям, в-третьих, вследствие инерционности номинальных расходов, когда при увеличении цен не привыкшие к новому ценовому уровню экономические субъекты продолжают тратить столько же денег в номинальном выражении, сколько и до повышения, в-четвертых, вследствие увеличения процентных ставок, а в-пятых как результат увеличения цен на импортные товары. Тем не менее, дальнейшие исследования показали, что подход к анализу платежного баланса с позиции совокупных внутренних расходов обладает целым рядом недостатков, среди которых основным является тот, что при применении указанного подхода возможна неверная интерпретация причин дефицита баланса текущих операций. Следуя логике этой теории (т.е. B=Y-A), неверно считать, что дефицит по счету текущих операций всегда вызван превышением плановых расходов над планируемым производством товаров и услуг. Среди прочего, Y и A могут быть сбалансированы, но счет текущих операций будет в состоянии дефицита вследствие снижения конкурентоспособности национальных товаров, избытка предложения в некоторых секторах промышленности и т.д. Впоследствии это отразится в системе национальных счетов как Y5. Современные методы анализа платежного баланса: монетаристский подход
Метод анализа платежного баланса с позиций монетаризма кардинально отличается от всех предшествовавших ему подходов. Это отличие состоит прежде всего в том, что рассматривается платежный баланс целиком, то есть как счет текущих операций, так и счет операций с капиталом (и финансовыми инструментами). В данной концепции сальдо платежного баланса эквивалентно изменению официальных золотовалютных резервов государства (т.е. используется сальдо баланса официальных расчетов). Аргументом для такой позиции служит утверждение, что сальдо платежного баланса должно рассматриваться как результат разрыва между спросом на деньги и предложением денег, а на величину самого сальдо, так как оно является монетарным явлением, можно повлиять с помощью мер денежно-кредитной политики. Этот подход также характерен тем, что он активно использовался МВФ при анализе и выработке экономической политики для стран, имеющих проблемы с платежным балансом. В общем виде монетаристский подход к анализу платежного баланса является анализом спроса и предложения денег в стране с открытой экономикой. В рамках такого анализа избыточный спрос на деньги или предложение денег внутри страны отражается именно в счетах платежного баланса. Также монетаристский подход строится на целом ряде предпосылок, таких как регулируемый валютный курс, долгосрочное равновесное состояние экономики с полной занятостью, спрос на деньги напрямую зависит от национального дохода, в долгосрочном периоде уровень цен и процентных ставок в стране выходят на мировой уровень вследствие открытости экономики, высокой степени заменяемости между импортными товарами и товарами, произведенными внутри страны, и прочие предпосылки. Для начала необходимо определить, что денежный рынок находится в равновесии в случае, когда реальная денежная масса (предложение денег) равно совокупному спросу на деньги. Если спрос на деньги выразить как: , (3) а предложение денег в стране (денежную массу) как: , где (4) F* — чистые международные золотовалютные резервы центрального банка, выраженные в национальной валюте; А — чистые внутренние активы центрального банка (внутренний кредит); ? — это денежный мультипликатор, выражающий соотношение между валовыми активами центрального банка (F*+A) и денежной массой. В условиях равновесия номинальный спрос на деньги равен их предложению, т.е.: (5) Из концепции общего сальдо платежного баланса, изменение международных активов центрального банка за определенный промежуток времени ?F* равно сальдо платежного баланса (для страны с валютой, не использующейся в качестве резервной). Из уравнения (5) тогда можно выразить международные активы центрального банка как: (6) Если предположить, что ? — величина постоянная, то сальдо платежного баланса за период (равное изменению золотовалютных резервов центрального банка) можно выразить как: (7) Именно последнее уравнение выражает суть монетаристского подхода. Первое слагаемое его правой части отражает изменение номинального спроса на деньги, при помощи чего можно показать, что (при прочих равных условиях) увеличение спроса на деньги приводит к появлению положительного сальдо платежного баланса, которое сохраняется до тех пор, пока предложение денег внутри страны (денежная масса) не возрастет до такой степени, чтобы соответствовать возросшему объему спроса на деньги и не установится равновесие. Второе слагаемое уравнения платежного баланса отражает воздействие факторов предложения денег. Увеличение денежной массы по отношению к спросу на деньги первоначально приводит к дефициту платежного баланса, рестриктивное действие которого на предложение денег продолжается до момента достижения равновесия. Простота уравнения (7), связывающего сальдо платежного баланса с монетарными переменными заставляет задуматься над проблемой: если все, что необходимо для улучшения состояния платежного баланса — это уменьшение нормы расширения денежной массы, то почему же платежный баланс не так легко уравновесить. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, каким образом сокращение денежной массы улучшает платежный баланс. Контроль над денежной массой означает проведение жесткой денежно-кредитной политики. Рассмотрим экономику, которая растет и в которой наблюдается незначительная инфляция, так что спрос на номинальные кассовые остатки растет. При этом если рост денежной массы замедляется, появляется избыточный спрос на деньги (относительно их предложения). Рост спроса на деньги вызывает рост процентных ставок и падение расходов. Рост процентных ставок ведет к улучшению платежного баланса. Однако существует тонкое различие между установлением границы роста денежной массы и обычной жесткой денежно-кредитной политикой. В открытой экономике с фиксированными валютными курсами (а это одна из предпосылок монетаристского подхода) объем денежной массы зависит не только от стремлений центрального банка: он не может полностью контролировать предложение денег, так как вынужден покрывать любой спрос на иностранную валюту для поддержания курса национальной валюты. С другой стороны, жесткая денежно-кредитная политика, связанная с ограничением внутреннего кредита, обычно вызывает экономический спад. Из положений монетаристского подхода также вытекает, что снижение курса национальной валюты — девальвация — может улучшить платежный баланс только лишь в краткосрочном периоде. Происходит это следующим образом: девальвация действительно улучшает конкурентное положение страны на мировых рынках, и это приводит к положительному сальдо внешней торговли. Согласно основному уравнению монетаристского подхода, положительное сальдо в данном случае (так как не происходит увеличения денежной массы) сопровождается ростом спроса на деньги. Как уже было показано, такая ситуация длится до тех пор, пока денежная масса не будет соответствовать новому уровню спроса на деньги, а платежный баланс не придет в равновесие. Таким образом, девальвация имеет только временный эффект для экономики, который продолжается до тех пор, пока цены и предложение денег не возрастут, чтобы полностью компенсировать более высокие цены на импортные товары и услуги. Следует отметить, что все приведенные рассуждения о монетаристском подходе к анализу платежного баланса касаются режима фиксированных валютных курсов. Если такой подход применять к платежному балансу страны с плавающими валютными курсами, то сальдо платежного баланса (сальдо официальных расчетов) будет саморегулируемым, величина официальных золотовалютных резервов не будет меняться, а денежная масса будет полностью находиться под контролем монетарных властей. На практике, как уже говорилось, большинство валютных режимов — это режимы управляемого плавания валютных курсов, центральные банки стран проводят определенную политику в области курса национальной валюты, поддерживая его в случае необходимости с помощью интервенций на валютном рынке. С другой стороны, даже если монетарные власти позволяют курсу национальной валюты свободно колебаться, существование мирового рынка ссудных капиталов делает денежный рынок страны чувствительным к событиям на денежном рынке других стран, что означает межстрановое движение капиталов, а значит и давление на процентные ставки и валютный курс, что действует как на объем денежной массы, так и на уровень спроса на деньги. Это доказывает, что монетаристский подход применим и в современных условиях. Заканчивая анализ монетаристского подхода к анализу платежного баланса, следует еще раз подчеркнуть, что его ценность состоит прежде всего в том, что с его помощью впервые удалось показать монетарную природу общего сальдо платежного баланса или сальдо баланса официальных расчетов. Но с другой стороны, указанный подход абсолютно неприменим (а как правило, приводит к ложным выводам) при анализе причин ухудшения состояния платежного баланса. На деле причина дефицита платежного баланса может не иметь ничего общего с избыточным предложением денег, а его выравнивание с помощью мер денежно-кредитной политики может привести к совершенно неожиданным результатам. Дело в том, что дефицит платежного баланса может возникнуть при равновесии на денежном рынке, например, вследствие падения внешнего спроса на экспортируемые товары. Ограничение денежной массы в таком случае может привести к увеличению уровня безработицы и валового выпуска, не исправляя дефицит платежного баланса.


Смотри другие рефераты по международным отношениям


 
Hosted by uCoz